Горячая линия бесплатной юридической помощи ✆ 8(499)703-34-18
+ Бесплатная консультация юриста по телефону

Твой брат — больной человек!

Своего брата Игоря Алена ненавидела — и по правде сказать, было за что. Правда, в детстве она не понимала, что ее обделяют, но со временем понимание пришло.

Над братом, который был младше Алены на три года, родители прямо-таки тряслись — и поначалу на то были серьезные причины: мальчик страдал врожденным пороком сердца. Со временем больному была сделана операция (и делал ее один из лучших кардиохирургов страны!), и через год мальчик уже был практически здоров, ничем не отличаясь от обычных детей... но отношение со стороны родителей осталось прежним: Алене запрещалось играть с Игорем, на него никогда не кричали, не наказывали (в то время как сестру могли даже побить), а за все, что натворил Игорь, доставалось Алене: не доглядела!

В семь лет Игорь начал воровать — сначала в школе, потом стал таскать ценные вещи из дома, а со временем — и у друзей. Отец пытался повлиять на сына — но мать решительно пресекала все эти попытки: не трогай больного ребенка!

В будущем, уехав из родительского дома, Алена не интересовалась судьбой брата — и очень не хотела бы встретиться с ним даже случайно.

Одно из самых тяжелых испытаний для родителей — рождение ребенка-инвалида (или хотя бы просто слабого здоровьем — например, по причине недоношенности). В большинстве случаев больной ребенок оказывается младшим (далеко не всякие родители, имея ребенка-инвалида, решатся на рождение второго — этого-то поднять бы! — в особенности, если патология носит врожденный, а тем более — генетический характер), таким образом, все проблемы по линии «старший-младший» оказываются возведенными в квадрат. Новорожденный и без того оказывается в центре внимания родителей, что же говорить о ребенке больном! Здоровый старший рискует почувствовать себя совершенно заброшенным. Такая ситуация блестяще представлена в фильме А. Джэнкел «Скел-лиг» — там герой-подросток находит утешение в общении с фантастическим существом, но в реальности ребенку не на кого рассчитывать, кроме своих родителей!

Все, что было сказано о позиции родителей в отношении обычных детей (старшего и младшего), остается в силе и в подобной сложной ситуации. Да, это будет сложнее — ведь ребенку-инвалиду требуется от родителей больше времени и сил, и равномерно распределять внимание между детьми труднее... но все-таки возможно! Возможно — при рациональном планировании своего времени — и при разумном распределении обязанностей между родителями.

Известие об инвалидности ребенка всегда становится тяжелым ударом для родителей — независимо от того, когда они об этом узнают: до его рождения (по результатам УЗИ или анализов) или после. Трудно обойтись в этом случае без уныния, отчаяния, слез — но можно и нужно скрыть это от первенца: как мы уже говорили, у ребенка не должно создаться впечатления, что рождение малыша не в радость родителям, и рождение больного ребенка — не исключение, и если уж вы не можете не плакать — то хотя бы делайте это, когда первенец в детском саду. Тем более — никаких споров в присутствии ребенка на тему «кто виноват». По правде сказать, такие споры вообще не имеют смысла: если вы не пьянствовали, не принимали наркотиков, не курили — не виноват никто. Если же подобные факторы имели место быть — что ж, никто вас не заставлял вступать в брак с пьяницей/курильщиком/наркоманом (в наше время надо быть абсолютно безграмотным, чтобы не знать, чем это грозит), так что и винить некого.

Тем более, не стоит рассуждать, за какие именно грехи «Бог наказал»: если вы люди верующие и хотите воспитать таковыми своих детей, не стоит создавать в их глазах образ злого и жестокого Бога, карающего без разбора виновных и невиновных.

Не менее «опасными» становятся и родственники — если при обычных обстоятельствах они просто сюсюкают над новорожденным, то тут еще принимаются ахать, охать и причитать, и если «сюсюканье», уязвляющее старшего, обычно прекращается по мере того, как младший растет и перестает быть «умилительным младенцем», то причитание над ребенком-инвалидом может продолжаться долго, и это ставит под угрозу не только его взаимоотношения со здоровым братом (сестрой), но и становление его личности: разве можно приучать жалеть себя того, кому всю жизнь предстоит «брать с бою» то, что другие получают от жизни просто так — в дар! Именно так вырастают инвалиды, которые готовы числиться на предприятии и даже получать зарплату, но не работать — и пребывают при этом в уверенности, что делают одолжение: ведь предприятие благодаря им получает налоговые послабления! Надо ли говорить, что такие инвалиды способны вызвать у окружающих, в лучшем случае, брезгливую жалость, но никак не сострадание — люди вообще крайне редко сочувствуют тому, кто убежден, что все ему что-то должны — а сам он никому ничего не должен.

Следует заметить, что такому воспитанию способствуют далеко не только действия родителей. Вспоминается сцена в детской поликлинике: маме с ребенком, носящим слуховые аппараты, врач предлагает пройти без очереди: ребенок-инвалид имеет на это право. Но разве нарушение слуха каким-то образом мешает стоять в очереди? К счастью, малыш пока не понимает, что происходит, но рано или поздно поймет и научится пользоваться своим положением!

Нередко для больного ребенка создаются оранжерейные условия, причем зачастую не имеющие никакого отношения к заботе о его здоровье. Так, например, слепота — это не сердечное и не нервное заболевание, ничего ужасного со слепым ребенком не произойдет, если его накажут за шалость или что-то ему запретят, — однако же, не наказывают, не запрещают: «больной», «бедненький», его «жалко». И все это происходит на глазах у здорового брата, получающего и запреты, и наказания «по полной программе». Такая несправедливость не может не раздражать ребенка — и неизбежно провоцирует ревность и ненависть к брату. А родители еще и подогревают эту ревность: «Как ты можешь не любить брата, не заботиться о нем — он же больной!» Любить «по заказу» вообще трудно, но если даже родителям удастся добиться своего, если здоровый брат положит жизнь на заботу о больном — вряд ли из этого получится что-то хорошее: инвалид «сядет на шею» здоровому брату, привыкнет жить за его счет — а тот рано или поздно поймет, что напрасно отказывал себе во всем, что и у него есть право на личную жизнь, которая не сложилась из-за брата, — и тогда неизбежно придет ненависть...

Между тем, при правильном родительском подходе братья и сестры детей-инвалидов приобретают немало ценных человеческих качеств: они вырастают более ответственными, терпимыми, заботливыми — словом, прекрасными друзьями, супругами и родителями.

Безусловно, содержание ребенка-инвалида требует от семьи весьма серьезных материальных затрат, которые далеко не всегда покрывает пенсия и прочие выплаты от государства. Нелегко скрыть этот факт от здорового ребенка — старайтесь хотя бы не подчеркивать его. Так, например, совершенно необязательно говорить: «Мы не можем сейчас купить тебе игровую приставку, потому что пришлось потратить много денег на новый слуховой аппарат для Димы», достаточно сказать, что на покупку игровой приставки сейчас денег нет, причины же объяснять необязательно: в конце концов, не обязаны же родители отчитываться перед ребенком, который пока еще не заработал ни копейки, о том, как и на что они тратят заработанные ими деньги!

Лучшее же, что могут сделать родители в такой ситуации — это не делать серьезных различий в воспитании здорового и больного ребенка: у обоих должны быть и права, и обязанности (разумеется, у ребенка-инвалида они будут другими — сообразно его физическим возможностям — но они обязательно должны быть), оба должны понимать слово «нельзя». Тогда и инвалид имеет все шансы вырасти более или менее самодостаточным человеком, и здоровый брат будет ему действительно братом, а не врагом — и не «сиделкой».
125 1

Оставить комментарий

# просто мама

Сложилось впечатление, что автор - старший ребенок в семье и очень всеми обижен.

Поделиться ›