Горячая линия бесплатной юридической помощи ✆ 8(499)703-34-18
+ Бесплатная консультация юриста по телефону

Инвалид - не пассажир?

Инвалид - не пассажир или как обращаются с людьми с ограниченными физическими способностями в транспорте.

Неуверенной походкой, держась за шаткую ручку старой маршрутки, парень забирается в полупустой автобус. Ездить на неудобных маршрутных «мерседесах» человеку с ДЦП неудобно. Но что поделаешь… Передвигаться по городу как-то приходится. С трудом достигнув сидения, молодой человек облегченно вздыхает. Ну что же, в путь. Но, как оказалось, это были самые мелкие неприятности на этом маршруте…

Далее молодому человеку просто нагрубят, попросят выйти с маршрутки (без объяснения причины), а потом и вовсе высадят на пустынной остановке… Парень останется стоят на месте, думая, чем же он не угодил водителю. Ведь и одет чистенько, и не пьян, и не выражался… Фейс-контроль – модное нынче понятие парень ощутил на деле. И все бы прошло как обычно, но за всем этим процессом зорко наблюдало журналистское око…

Кто должен учить школьной этике водителей?

Разводить демагогии на месте мы не стали. Не теряя времени, вместе с Людмилой Гмырей, координатором проектов по защите прав людей с инвалидностью КМГО «Молода Черкащина», обратились к самому частному перевозчику, который и основал данный маршрут. Встретили гостей на удивление очень радужно. Частник сразу поспешил успокоить представителей прессы: виновника трагедии уже наказали. Частный перевозчик Григорий Дзюба рассказал также, что своих невоспитанных «водил» он штрафует периодически. Первый раз такое плохое поведение шоферу грозит денежным штрафом, во второй раз – увольнением. В ПП Дзюба, говорит директор, с жалобами обращаются не часто – раз в месяц. Искоренить такое явление вовсе, он планирует и с помощью еженедельных тренингов, на которых школьной этике учат как водителей, так и кондукторов.

Более того, по словам директора, ограничений по льготным местам на его маршрутах нет. Раньше, нехотя соглашается, было всего несколько мест. Но теперь, с покупкой новых «богданов», которые просторней и удобнее «мерседесов» проблем с этим возникать не будет. Григорий Анатолиевич говорит, что старается помогать инвалидам всегда. Например, несколько человек из Геронимовки и Красной Слободы, уже давно ездят на бесплатном проездном. Обеспечить же всех людей с ограниченными физическими возможностями в городе – нынче очень тяжело. Кроме того, такие пассажиры, по его словам, часто сами провоцируют конфликты, «играя на нервах» работников автобуса: «Мы, конечно же, всегда на стороне клиента, то есть пассажира, но и за работников стоим горой, ведь вы знаете насколько это тяжелая работа…»

Водитель – шофер, охранник или психолог?

С водителями общаемся прямо в салоне автобуса. В общем, все как в жизни. Шофер с пятилетним стажем Александр Сиренко говорит, что инвалидов никогда не высаживал, а вот с пьяными намучился. Убирать в салоне после алкоголиков или просто «не очень опрятных» пассажиров приходиться самому. Михаил Битько также «за» гуманное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями. Говорит, что приходиться и уговаривать спесивых пассажиров, и упрашивать, и умолять иногда. Шутит: «Водителям не помешало бы образование психолога. А вообще стараемся помогать и бабушкам-пенсионерам, и инвалидам, и молодежь учим место уступать.»

Пандусы – есть. А вот «затаскивать» инвалидное кресло в транспорт не кому

Людмила Гмыря, координатор проектов по защите прав людей с инвалидностью КМГО «Молода Черкащина» поездкой на новых автобусах осталась довольна. Говорит, что к этому частному перевозчику претензий нет. Зато жалобы на других слышит регулярно. Главная причина – человеческий фактор. Он самый и решает все: «Очень часто водители быстро закрывают двери в маршрутках и человек, который из-за болезни передвигается медленно, зайти в автобус просто не успевает. Хотелось бы более уважительного отношения. Хотя бывают ситуации, когда сам человек может спровоцировать конфликт. Но я советую водителям решать все мирным путем.» Еще одной глобальной проблемой госпожа Людмила называет и лень водителей. В городе есть несколько новых троллейбусов, которые оборудованы специальными подъемниками для инвалидных колясок. Но часто перевозчикам просто некогда или не хочется подъезжать к самому бордюру, ждать, когда же человек заедет в салон и тем, более помогать инвалиду. Спрашивается, а почему же тогда не взяли специального человека, который будет заниматься этим? Водители и кондуктора пожимают плечами. Говорят, за физический труд им никто не доплачивает.

Выход найден!

Приятно, что такая встреча-диалог прессы-перевозчиков-защитников инвалидов, не закончилась только словами. Григорий Дзюба пообещал Людмиле Гмыре, что вскоре он попробует собрать за круглым столом всех перевозчиков города и представителей общественных организаций. Решать проблемы необходимо совместными усилиями. Хочется верить, что это было сказано не с горяча. Ведь часто про людей с ограниченными физическими возможностями вспоминают и говорят про них что-то хорошее, почему-то только в день инвалида…

Цифра

2 троллейбуса и 1 автобус – именно столько в городе действует транспортных средств с пандусами. Кстати, такой автобус украинского производства в Украине всего один.

Мы спросили: “Помогаете ли вы инвалидам в транспорте?”

Юрий, студент: “Признаюсь честно – не очень часто. Спешим, бежим куда-то. Но когда есть возможность, то всегда. Жалко их…”

Алина Сергеевна, педагог: “Страшно смотреть на сегодняшную молодежь, она не только не поможет, а еще и посмеется над стариками или над инвалидами. А ведь э то можеть случиться с каждым! Я стараюсь всегда помочь – улыбкой, словом, делом…”

Денис, менеджер: “Не часто. Но один раз помог хорошо. Девочка с бабушкой (обе инвалиды по зрению) ждали автобус в больницу”. Девочка зашла в автобус, а бабушка не успела, водитель взял и поехал. Я услышал слезы полуслепой женщины и кинулся останавливать автобус. Остановил, почти на половине пути к другой остановке и посадил зареванную женщину. А там уже сидела такая девочка-плакса. Вот так!”

2484 0