Свободный доступ для инвалидов

Свободный доступ для инвалидов

Создание безбарьерной среды во многих населенных пунктах остается красивой фразой на бумаге.

Далеко не все руководители социально значимых организаций и учреждений, а также владельцы магазинов серьезно относятся к требованию закона оборудовать пандусы на входах в здания. Многие въезды сделаны по принципу «и так сойдет»: слишком крутые, некоторые без перил, иные уже разрушаются, и никто их не восстанавливает.

Сильные духом и с натренированными руками преодолевают любые препятствия на пути, в том числе крутые или разбитые пандусы. Некоторые даже научился ставить коляску «на дыбы» и въезжать в любые двери. Но далеко не все так могут. Многим другим людям с ограниченными возможностями по здоровью трудно общаться в социуме. Для них выезд за пределы дома превращается в экстремальное путешествие. Многие съезды с тротуаров, а также выбоины на дорогах в наших населенных пунктах не гарантируют свободного передвижения инвалидов. К тому же большая часть мест общественного пользования либо не имеют пандусов, либо сделаны они там так, что подняться по ним колясочникам не представляется возможным.

Сами инвалиды говорят о следующей проблеме. Когда государственная программа «Доступная среда» нацелила предпринимателей на устройство пандусов, кто-то этими объектами занялся всерьез, выдерживая нормативы, а кто-то лепил к своим порожкам лишь бы что и лишь бы как. Есть псевдо-пандусы: без поручней и с таким крутым подъемом, что въехать на его верх инвалиду-колясочнику – смерти подобно. Иные в погоне за тем, чтобы было красиво, забыли о функциональности. 

Как измерить доступность?

Проверками в сфере защиты прав инвалидов занимается служба социальной защиты населения. Осуществляя мониторинг в части доступности, управление социальной защиты населения руководствуется законом «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи». При оценке параметров доступности учитываются требования, указанные в «Своде правил СП 59.13330.2012 “СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения”. В них черным по белому указано: «Обследование объекта проводится путем визуального осмотра его архитектурно-планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов». Например, ширина проемов или коридоров, уклон пандуса, высота ограждения и т.д. Возникает предположение: если визуально, значит приблизительно. А как с этим «приблизительным» обращаться к мировому судье для того, чтобы он признал те или иные устройства доступности с отклонениями от норм и назначил административное наказание? Работники УСЗН используют фотофакты, но опять же, фотоснимок – это тоже, в известной степени, визуальная передача картинки. А между тем требования ужесточились, уклон пандусов в одном случае не должен превышать 12,5 градуса, в другом – 5. Как собирать доказательную базу? Приставлять к основанию пандуса коробок спичек и потом фотографировать. Но и такой прием – та же визуализация.

Ну а если здание старой постройки, и его невозможно перестроить под нормативные требования, вопросы решаются по-другому: заключается соглашение. 

С 2016 года все вновь построенные и вводимые в эксплуатацию здания и сооружения общего пользования, в том числе торговые объекты, должны иметь пандусы, подъезда, тактильную плитку, зрительные обозначения для движения инвалидов. Ни один проект строительства социального объекта не будет утвержден без соблюдения требований закона о создании безбарьерной среды.

При передвижениях по улицам основное препятствие для инвалидов-колясочников представляют бордюры. Без посторонней помощи с дорожного покрытия въехать на тротуар сможет далеко не каждый. 

Важно

Интересы инвалидов в нашей стране закреплены в целом пакете законов: ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и, конечно, Трудовом и Жилищном кодексах РФ.

5  (Всего проголосвавших: 1)