Ваша карта заблокирована

Ваша карта заблокирована

Популярная у мошенников схема обмана «ваша банковская карта заблокирована» получила творческое развитие. Теперь на мобильные телефоны приходят сообщения о том, что с их карточек списана та или иная сумма. При этом указывается контактный телефон для обратной связи. Дальше события развиваются по той же схеме, что и с SMS-рассылкой о блокировке: человек, думая, что с его банковской карты кто-то пытается снять деньги, перезванивает, аферисты убеждают его в необходимости перевести сбережения на другой счет, и он, не подозревая подвоха, перечисляет их мошенникам.

Схема мошенничества

Месяц назад жертвой такого обмана стала 62-летняя женщина. На мобильный телефон женщины поступило сообщение: «С вашей банковской карты списано 9 тысяч рублей», здесь же был указан телефонный номер для связи. Обеспокоенная пенсионерка перезвонила. Ей ответила женщина, которая представилась оператором банка. Она подтвердила, что со счета клиентки действительно пытаются снять деньги: чтобы этого не произошло, необходимо срочно перевести средства на другой счет.

Добравшись до банкомата, введенная в заблуждение женщина под диктовку аферистов ввела комбинацию цифр. Получив чек, она обнаружила, что 10900 рублей переведены на номер абонента одного из операторов сотовой связи. Заблокировать перевод не удалось – мошенники успели снять деньги.

Обманутые граждане

В аналогичной ситуации оказалась 36-летняя женщина: доверчивость обошлась ей почти в 26 тысяч рублей. Подобно другим потерпевшим от SMS-обманщиков, женщина получила сообщение об успешном списании с ее карты 9898 рублей. Напуганная и возмущенная этой ситуацией, она перезвонила по указанному в сообщении номеру. Трубку снял мужчина, который представился сотрудником технической службы банка. Он предложил ей аннулировать операцию при помощи системы электронных денежных переводов, причем сделать это нужно было как можно быстрее. Дойдя до банка, женщина снова перезвонила «сотруднику технического отдела», который продиктовал, как она думала, номер счета, на который необходимо перевести деньги. В результате с ее карты было снято более 25 тысяч рублей.

Получив сообщение о списании денег, женщина позвонила по номеру горячей линии, указанному на карте, и попыталась вернуть деньги. Однако обратную операцию провести было уже невозможно.

Таких примеров немало. Если говорить о размере причиненного ущерба, то он зависит от количества денег на счету. Так, еще одна гражданка, поддавшись на подобную уловку, лишилась 96 тысяч рублей. Деньги с ее счета были списаны посредством автоматизированной системы онлайн-платежей.

Комментируя ситуацию, сотрудники полиции напоминают владельцам банковских карт: «Никогда не перезванивайте по указанному в сообщении номеру. По всем вопросам, связанным с операциями по карте, следует обращаться лишь по телефону горячей линии, указанному на обратной стороне карты, либо непосредственно в кредитное учреждение». 

Будьте бдительны, не поддавайтесь на уловки!


5  (Всего проголосвавших: 1)

Оставить комментарий (2)

Оставить комментарий
Аноним
Вправе ли банк заблокировать карту клиента?
Аноним
Согласно ст. 858 Гражданского кодекса Российской Федерации ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.
В силу п. 9 ст. 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» использование клиентом электронного средства платежа (то есть способа перевода денежных средств с использованием в том числе платежных карт) может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.
Пунктом 10 ст. 9 указанного Федерального закона предусмотрено, что приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.
В договорах, заключаемых между банком и клиентом как правило указано, что клиент предоставляет Банку поручение приостанавливать или прекращать использование карты (блокировать карту) без предварительного согласования с клиентом при наличии у Банка подозрений или информации о несанкционированном использовании карты клиента, а также при выявлении подозрительных операций по карте с целью снижения риска несанкционированного использования.
На основании п. 1 ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. руб., или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится, в частности, к предоставлению юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получению такого займа.
В силу п. 2 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма утверждено Банком России 02.03.2012. Оно предусматривает в том числе программу формирования в кредитной организации работы по отказу от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим лицом, юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица, отказу от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и по расторжению договора банковского счета (вклада) с учетом положений п. 1 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов.
Процедуры мониторинга осуществляются на постоянной основе. Сотрудники подразделений отслеживают операции на предмет выявления клиентов, деятельность которых может быть связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. В Перечень предупредительных мероприятий, направленных на минимизацию риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, входит в том числе ограничение предоставления клиенту банковских услуг (блокирование банковских карт, ограничение выдачи денежных средств в наличной форме); приостановление дистанционного банковского обслуживания клиента.
Таким образом, по смыслу приведенных норм, если при реализации правил внутреннего контроля банка операция, проводимая по банковскому счету клиента, независимо от ее суммы квалифицируется в качестве сомнительной операции, банк вправе ограничить предоставление клиенту банковских услуг путем блокирования банковской карты до прекращения действия обстоятельств, вызвавших подозрения в совершении мошеннических действий с картой, либо обстоятельств, свидетельствующих о риске нарушения законодательства Российской Федерации, а также отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.