Адаптация детей-инвалидов в коллективе
Дети с тем или иным физическим недостатком постоянно страдают либо от нехватки внимания, либо от слишком пристального внимания со стороны своих сверстников. Поэтому главная задача родителей, учителей, воспитателей – научить ребенка приспосабливаться в детском коллективе, чтобы ребенок не стеснялся своей болезни, не чувствовал себя виноватым и умел бы рассказать о своей болезни сверстникам.
Для начала родителям необходимо рассказать о болезни ребенка медицинской сестре, воспитателю, учителю, чтобы в какой-то экстренной ситуации они смогли помочь ребенку.
С ребенком инвалидом почти всегда рядом находятся родители или взрослые, которые своим отношением к болезни ребенка влияют на ситуацию. Ребенок относится к своей болезни так же, как его родители. Он копирует их поведение. И здесь самая главная цель родителей контролировать свои чувства и эмоции. Ведь если родители любят ребенка, он радостен, если родители позитивно настроены, то и ребенок будет счастлив. Помогите своему ребенку быть борцом, активным человеком, а не пассивной жертвой обстоятельств, научите во всем искать положительные моменты и сосредотачиваться на них.
Нужно понять и разобраться в чем проблема сложных отношений ребенка с ровесниками: в том, что ваш ребенок инвалид или в том, что он нерешительный, стеснительный человек. Объясните ребенку, что у каждого человека есть свои особенности. Почитайте или расскажите примеры из жизни о том, что болезнь - не препятствие для нормальной, достойной жизни (Например, женщина инвалид с детства, отсутствуют обе ноги, выиграла кубок мира по теннису; или Достоевский болел эпилепсией с детства, но это не помешало ему писать шедевры художественной литературы). Объясните ребенку, что многое решает воля, характер, а не обстоятельства.
Когда родители сильно опекают ребенка (гиперопека), чувствуя вину перед ним, начинают баловать, то ребенок может превратиться в домашнего тирана. Надо объяснить, что есть определенные правила, которые нужно обязательно исполнять всем и есть вещи, которые нельзя делать, независимо от того кто ты – инвалид или здоровый человек.
Приглашайте к себе домой сверстников своего ребенка. Создайте дружественную, теплую атмосферу в доме. Придумывайте увлекательные игры: домашний театр, художественные выставки ребят, вообще фантазируйте вместе с детьми. Но не откупайтесь от них сладостями, игрушками, компьютером, ведь живое общение с вами ничто не заменит. Активно участвуйте в жизни класса. Все это создаст уважение и интерес к вам и вашему ребенку.
Теперь перейдем к вопросу о том, как ребенку лучше рассказать о своей болезни сверстникам, ведь дети любопытны и обязательно спросят его о болезни. А рассказать все равно придется, иначе будет только хуже, дети будут выдумывать небылицы, разные подробности из-за своего незнания.
Ваш ребенок должен уметь спокойно, с достоинством, не вдаваясь в подробности, объяснить (Например, Я обжегся, или у меня была травма). На некоторые очень навязчивые вопросы можно и не отвечать, каждый человек имеет на это право, но не агрессивно, не грубо. Учителю в такие разговоры нужно вмешиваться, смотря на реакцию ребенка - если он расплакался нужно подойти приобнять детей и коротко спокойно объяснить, что ничего плохого не произошло, рассказать о заболевании. Таким образом, вы объедините детей. Иногда нужно спросить ребенка, нужна ли ему ваша помощь, и в какой степени. Не нужно лишний раз вмешиваться, т.к. вы показываете, что ребенок слабый, не может постоять за себя. Это приведет к еще большему негативному отношению к больному ребенку. И дети постараются еще больше напакостить ему, уже как вашему любимчику. Но дети бывают обычно жестоки и злы обычно от недостатка информации. И поэтому старайтесь настроить детей на дружескую поддержку. Ведь когда в учителе есть здравый смысл, тепло, поддержка, то это передается и детям.
И последний вопрос, который бы хотелось рассмотреть – это когда ребенка дразнят или пристально смотрят и показывают пальцем, если физический недуг явный. Здесь может быть множество вариантов ответов, но главное вы должны объяснить ребенку, что дразнят и смотрят и на здоровых людей, такая уж подлая человеческая натура – обсуждать, критиковать, смеяться над недостатком. Научите своего ребенка отвечать с достоинством. Пусть ваш ребенок не боится людей, находит с ними общий язык и самое главное, пусть уважает себя, тогда и другие будут это делать.
Здесь рассмотрены общие вопросы, поэтому нужно учитывать характер, индивидуальность ребенка и, конечно же, специфику конкретного заболевания, когда вы помогаете больному ребенку.
Улыбок, оптимистического настроения и доброго здоровья вам и вашим детям!
Оставить комментарий (0
Оставить комментарий