Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в РФ в 2024 году
Социализация детей-инвалидов в настоящее время возможна, прежде всего, благодаря расширению системы образования и внедрению в неё инклюзивных классов (введены в РФ с 2016 года). В них дети с особенностями обучаются вместе со здоровыми сверстниками, что способствует лучшей адаптации обеих сторон друг к другу. Однако процесс социализации инвалидов предполагает множество нюансов, касающихся воспитания и не только. Как раз об этом предлагаем узнать из статьи более подробно.
Общие понятия
Государство обозначило задачу по всесторонней социализации детей с ограниченными возможностями как одну из ключевых. Чтобы добиться позитивных результатов по данному направлению, были созданы классы инклюзивного образования. Находясь в таком классе, особенный ребёнок должен максимально полноценно участвовать в общественной жизни, адаптироваться и развиваться.
Но для осуществления подобного обучения стоит начать с оформления справки, подтверждающей особый статус несовершеннолетнего гражданина. При наличии этого документа ученика с ОВЗ направят именно в ту школу, где работают подготовленные педагоги и есть спецоборудование.
Понятия, которые необходимо знать
1. Дети с ОВЗ — граждане с инвалидностью, не достигшие совершеннолетия, имеющие не только официально признанные отклонения физического или психического плана, но и при отсутствии таковых. К примеру, сюда относятся дети со слабым зрением, слухом, с задержкой в развитии.
2. Инклюзивное образование — система, построенная по принципу обучения в общих классах здоровых детей и с ОВЗ.
3. Пособие — вид помощи, предусмотренный для социально незащищённой категории, то есть для инвалидов. Здесь же сироты, малоимущие.
4. Социум — сфера, в которой ребёнок общается с миром и другими людьми кроме родителей. Чтобы личность всесторонне развивалась в социуме, особенно при инвалидности, требуются особые условия, облегчающие процесс реабилитации, адаптации и тд.
Привилегии статуса ОВЗ
Государство предоставляет детям-инвалидам возможности относительно школы, обучения и в целом социализации. В частности, подразумеваются:
- комплексные обеды, предоставляемые инвалиду безвозмездно;
- бесплатные занятия с соцпедагогами, психологами, логопедами — как правило, при необходимости в неделю проходит от 2 занятий, помогающих ученику лучше общаться и развить свои умения;
- особый подход в выставлении оценок и общении с учителями — в каждом образовательном учреждении могут работать свои правила, но ключевым моментом остаётся поиск индивидуального стиля взаимодействия, раскрытие талантов инвалида и пр.
- отсутствие в отношении особых детей дисциплинарных взысканий во время всего обучения.
Кто относится к детям с ОВЗ
Главное отличие детей с ограничениями в том, что у них нарушены психофизические показатели и это обуславливает необходимость применить к ним специальные методы коррекции в рамках воспитания и обучения.
Стандартно в рассматриваемую группу входят дети с отклонениями по слуху (слабослышащие или глухие), зрению (слабовидящие или слепые), речи (логопаты). К данной категории можно отнести также детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, либо испытывающих трудности в поведении, умственно отсталых и отстающих в развитии.
Примечательно, что указанные нарушения часто встречаются в комплексе, а не как единичное состояние.
Социально-правовая защита ребёнка с ОВЗ
Государство реализует свою поддержку на различных уровнях, а именно в:
- законах — здесь осуществляется зашита особенных детей, их прав и даже морального статуса, поэтому любое нарушение в этом направлении может закончиться судебным разбирательством;
- сфере медицины — означает доступ нуждающихся к получению квалифицированной врачебной помощи;
- образовании — эффективная адаптация, преодоление психофизических аномалий детей-инвалидов за счёт получения ими знаний в инклюзивных классах;
- семейной системе, предоставляя профессиональную помощь специалистов, которые способны уменьшить отклонения ребёнка, восстановить его способности и научить родителей особенностям воспитания.
Правила оформления статуса
Родители, желающие закрепить особое положение своего чада официально, должны понимать, что данный процесс состоит из конкретных шагов:
- наличие законных оснований для установления статуса;
- обследование ребёнка у врача и выявление состояний, подпадающих под ОВЗ;
- прохождение комиссии и получение справки;
- оповещение школьного руководства об установлении их ученику ограничений.
При соблюдении последовательности процедура оформления пройдёт быстро. Кроме того, можно рассчитывать на профессиональную реакцию со стороны образовательного учреждения.
Классификация ОВЗ
Согласно распространённой британской классификации выделяется 3 ступени ограниченных возможностей, когда у ребёнка присутствует:
1) недуг — имеются в виду потеря определённой функции или анатомической возможности, либо аномалии в физиологическом и психическом развитии;
2) дефект или неспособность выполнять нормальные для большинства детей действия;
3) недееспособность, то есть инвалидность.
А российская классификация даёт представление о видах, с учётом которых делятся нарушения. Здесь обозначены такие категории, как:
1) психические, когда есть сложности с речью, памятью, восприятием и тд;
2) сенсорные, связанные с утратой обоняния, зрения, осязания или слуха;
3) обменные, выделительные, дыхательные, пищеварительные и иные сбои подобного рода;
4) аномалии статодинамического характера.
1, 2 и 4 пункты дают право считать ребёнка инвалидом.
Оформление медицинского заключения
В целом необходимо:
- определиться с учебно-воспитательным центром, где проводят обследование ПМПК;
- подготовить документы, которые могут понадобиться членам комиссии;
- получить направление от лечащего врача или от школы или на осуществление обследования;
- пройти освидетельствование и взять справку о закреплённом статусе;
- предъявить медзаключение в учебное заведение (можно обратиться в местное Управление образования или спецшколу).
Чтобы пройти ПМПК и в дальнейшем воспользоваться предусмотренными преференциями, требуются следующие документы:
- заявление на проведение обследования;
- свидетельство о рождении или паспорт ребёнка 14-18 лет, а также паспорт взрослого (плюс копии);
- согласие родителя, если на ПМПК отправил врач;
- направление от лечащего специалиста или образовательного учреждения;
- заключения по итогам медико-психолого-педагогической проверки, в рамках которой соцпедагоги, логопеды и психологи сформулировали представление об уровне развития ребёнка, нарушениях и тд;
- медицинские справки и иные документы, касающиеся здоровья получателя статуса;
- выписка из амбулаторной карты обследуемого с изложением истории развития, медицинских выводов;
- характеристика из школы, письменные работы по математике, русскому языку и творческие работы.
При наличии других важных бумаг, имеющих отношение к делу, не помешает приложить и их.
Пособия для учащихся детей с ОВЗ
Дополнительные пособия в сфере образования не предусмотрены. Только, как отмечалось ранее, есть возможность бесплатно питаться в школе и заниматься со узкими специалистами. Материальная помощь здесь отсутствует, хотя в перспективе не исключено расширение финансовой помощи в этом направлении.
8(800)301-81-35
Оставить комментарий (0
Оставить комментарий