Проблема льготного лекарственного обеспечения инвалидов в свете судебных решений

Проблема льготного лекарственного обеспечения инвалидов в свете судебных решений


По одному из дел судом было установлено, что гражданин страдает онкологическим заболеванием. Ему было проведено амбулаторное лечение путем курса химиотерапии препаратом «Кселода» в объеме 8 курсов (упаковок). Закупка лекарственных средств производилась гражданином самостоятельно за счет собственных средств. Было приобретено 6 упаковок препарата Кселода.

При этом Письмом Главный врач ГУЗ «Областной онкологический диспансер» сообщил о том, что выписка рецептов на получение данным гражданином препарата «Кселода» бесплатно не производилась в связи с отказом гражданина от обеспечения лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета в пользу денежных выплат.

По изложенным основаниям гражданину было отказано в выписке рецепта в процессе лечения. При обращении в Департамент здравоохранения Костромской области с просьбой о решении вопроса о возврате затраченных на закупку препарата «Кселода» средств этим гражданином были получены письма департамента о том, что ему не полагается бесплатного обеспечения лекарственными средствами в связи с тем, что в 2010 году он выбрал получение социальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в виде денежных выплат.

Суд, рассматривая данные обстоятельства, указал, что ГУЗ «Областной Онкологический диспансер» необоснованно отказал гражданину, страдающему онкологическим заболеванием, в выписке рецептов на бесплатное получение лекарственных средств и в свою очередь Департамент здравоохранения Костромской области, также необоснованно отказал возместить затраченные ею денежные средства на приобретение лекарств, в связи с чем их действия следует признать незаконными.

Суд указал, что независимо от того, что инвалид отказался от набора социальных услуг в пользу ежемесячных денежных выплат, он имеет право на получение лекарственных средств бесплатно.

Кроме того, суд отметил, что поскольку необходимые препараты были самостоятельно приобретены гражданином., то затраченные им денежные средства в силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ являющиеся для него убытками, должны быть ему возмещены за счет средств областного бюджета (по материалам Решения Свердловского районного суд города Костромы от 21 октября 2010 года по делу № 2-2369/2010).

Следует также указать еще ряд важных выводов по вопросу лекарственного обеспечения инвалидов, к которым пришли судебные инстанции при рассмотрении конкретных дел.

1. Решение Советского районного суда города Брянска от 22 апреля 2011 года по делу № 2-908 (2011)


- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 (с последующими изменениями) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность привлекать дополнительные источники финансирования для улучшения лекарственного обеспечения населения, а также рекомендовано увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для больниц, поликлиник, детских дошкольных учреждений, детских домов, домов - интернатов для инвалидов и престарелых и других организаций здравоохранения и социальной сферы.

- Также несостоятельна ссылка ответчиков и на отсутствие в бюджете субъекта РФ достаточных денежных средств, поскольку формирование бюджета, как и его расходование, в том числе предусмотренный резерв должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечить всех граждан нуждающихся в помощи. Субъектам РФ на улучшения лекарственного обеспечения населения дано право привлекать другие источники финансирования.

2. Решение Свердловского районного суд города Костромы от 21 октября 2010 года по делу № 2-2369/2010

- При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 не предусмотрено изъятие для граждан, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Доводы ответчиков о том, что Колоколкина Л.И. является инвалидом, а для инвалидов меры социальной поддержки установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не могут быть приняты. Как следует из преамбулы, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной помощи. Поскольку названный Закон не регулирует правоотношения в области охраны здоровья граждан, он не подлежит применению к спорному правоотношению. А потому Суд считает, что Колоколкина Л.И. независимо от того, что она являясь инвалидом отказалась от набора социальных услуг в пользу ежемесячных денежных выплат, имела право на получение лекарственных средств бесплатно.

- Кроме того, не могут быть приняты и доводы о том, что Постановление Правительства № 890 от 30 июля 1994 года противоречит федеральному законодательству, поэтому не должно применяться, поскольку на день рассмотрения заявления данные обстоятельства ничем не подтверждены, решения Верховного суда РФ о признании Постановления полностью либо в части недействительным не представлено.

- А поскольку необходимые препараты были самостоятельно приобретены инвалидом, то затраченные ею денежные средства в сумме <данные изъяты> в силу статьи 15 ГК РФ являющиеся для нее убытками, должны быть ей возмещены за счет средств областного бюджета, так как в силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

3. Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 февраля 2011 г. по делу № 2- 401/11

- Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1. В приложении №1 указано, что дети-инвалиды получают все лекарственные средства бесплатно. Таким образом, право на получение несовершеннолетней Коробовой Е.П. бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным постановлением.

4. Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2011 по делу № 2-2335/11


- Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, поскольку Ч., имеющий заболевание ..., признанный ребенком-инвалидом, нуждается по жизненным показаниям в препарате «...», Суд считает, что он должен быть обеспечен необходимым ему лекарственным средством за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а именно, Министерством здравоохранения Республики Коми. Иное означало бы нарушение принципа равенства при предоставлении мер социальной поддержки, поскольку в силу пункта 2 статьи 23 Конвенции о правах ребенка неполноценный в физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Таким образом, по результатам рассмотрения судебной практики мы можем сделать следующие выводы:

Инвалиды обеспечиваются льготными лекарствами по двум основаниям:

1) в рамках набора социальных услуг (согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»)

2) согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»

· Гражданин, отказавшийся от получения набора социальных услуг в пользу денежных выплат, не теряет право на льготное лекарственное обеспечение

· Льготные категории граждан, о которых говорит Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (в том числе и инвалиды), могут бесплатно или со скидкой получать необходимые им препараты по рецептам врачей и в том случае, если выписанное им лекарство не входит в перечень лекарственных препаратов (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665), которыми льготные категории граждан обеспечиваются в рамках набора социальных услуг.

· Если инвалид приобрел лекарственные средства, иные медицинские препараты, которые ему необходимы, за свой счет, то он может компенсировать свои расходы за счет бюджета субъекта РФ, в котором он проживает, обратившись к министерству (департаменту) здравоохранения соответствующего субъекта РФ.

Оставить комментарий (0)

Оставить комментарий