Проблема льготного лекарственного обеспечения инвалидов в свете судебных решений
По одному из дел судом было установлено, что гражданин страдает онкологическим заболеванием. Ему было проведено амбулаторное лечение путем курса химиотерапии препаратом «Кселода» в объеме 8 курсов (упаковок). Закупка лекарственных средств производилась гражданином самостоятельно за счет собственных средств. Было приобретено 6 упаковок препарата Кселода.
При этом Письмом Главный врач ГУЗ «Областной онкологический диспансер» сообщил о том, что выписка рецептов на получение данным гражданином препарата «Кселода» бесплатно не производилась в связи с отказом гражданина от обеспечения лекарственными средствами за счет средств федерального бюджета в пользу денежных выплат.
По изложенным основаниям гражданину было отказано в выписке рецепта в процессе лечения. При обращении в Департамент здравоохранения Костромской области с просьбой о решении вопроса о возврате затраченных на закупку препарата «Кселода» средств этим гражданином были получены письма департамента о том, что ему не полагается бесплатного обеспечения лекарственными средствами в связи с тем, что в 2010 году он выбрал получение социальной услуги в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в виде денежных выплат.
Суд, рассматривая данные обстоятельства, указал, что ГУЗ «Областной Онкологический диспансер» необоснованно отказал гражданину, страдающему онкологическим заболеванием, в выписке рецептов на бесплатное получение лекарственных средств и в свою очередь Департамент здравоохранения Костромской области, также необоснованно отказал возместить затраченные ею денежные средства на приобретение лекарств, в связи с чем их действия следует признать незаконными.
Суд указал, что независимо от того, что инвалид отказался от набора социальных услуг в пользу ежемесячных денежных выплат, он имеет право на получение лекарственных средств бесплатно.
Кроме того, суд отметил, что поскольку необходимые препараты были самостоятельно приобретены гражданином., то затраченные им денежные средства в силу статьи 15 Гражданского кодекса РФ являющиеся для него убытками, должны быть ему возмещены за счет средств областного бюджета (по материалам Решения Свердловского районного суд города Костромы от 21 октября 2010 года по делу № 2-2369/2010).
Следует также указать еще ряд важных выводов по вопросу лекарственного обеспечения инвалидов, к которым пришли судебные инстанции при рассмотрении конкретных дел.
1. Решение Советского районного суда города Брянска от 22 апреля 2011 года по делу № 2-908 (2011)
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 (с последующими изменениями) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложена обязанность привлекать дополнительные источники финансирования для улучшения лекарственного обеспечения населения, а также рекомендовано увеличивать ассигнования на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для больниц, поликлиник, детских дошкольных учреждений, детских домов, домов - интернатов для инвалидов и престарелых и других организаций здравоохранения и социальной сферы.
- Также несостоятельна ссылка ответчиков и на отсутствие в бюджете субъекта РФ достаточных денежных средств, поскольку формирование бюджета, как и его расходование, в том числе предусмотренный резерв должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечить всех граждан нуждающихся в помощи. Субъектам РФ на улучшения лекарственного обеспечения населения дано право привлекать другие источники финансирования.
2. Решение Свердловского районного суд города Костромы от 21 октября 2010 года по делу № 2-2369/2010
- При этом Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 не предусмотрено изъятие для граждан, лекарственное обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Доводы ответчиков о том, что Колоколкина Л.И. является инвалидом, а для инвалидов меры социальной поддержки установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не могут быть приняты. Как следует из преамбулы, настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной помощи. Поскольку названный Закон не регулирует правоотношения в области охраны здоровья граждан, он не подлежит применению к спорному правоотношению. А потому Суд считает, что Колоколкина Л.И. независимо от того, что она являясь инвалидом отказалась от набора социальных услуг в пользу ежемесячных денежных выплат, имела право на получение лекарственных средств бесплатно.
- Кроме того, не могут быть приняты и доводы о том, что Постановление Правительства № 890 от 30 июля 1994 года противоречит федеральному законодательству, поэтому не должно применяться, поскольку на день рассмотрения заявления данные обстоятельства ничем не подтверждены, решения Верховного суда РФ о признании Постановления полностью либо в части недействительным не представлено.
- А поскольку необходимые препараты были самостоятельно приобретены инвалидом, то затраченные ею денежные средства в сумме <данные изъяты> в силу статьи 15 ГК РФ являющиеся для нее убытками, должны быть ей возмещены за счет средств областного бюджета, так как в силу п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
3. Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 февраля 2011 г. по делу № 2- 401/11
- Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно приложению №1. В приложении №1 указано, что дети-инвалиды получают все лекарственные средства бесплатно. Таким образом, право на получение несовершеннолетней Коробовой Е.П. бесплатного лекарственного обеспечения гарантировано названным постановлением.
4. Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2011 по делу № 2-2335/11
- Анализ вышеуказанных правовых норм позволяет сделать вывод, что дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Таким образом, поскольку Ч., имеющий заболевание ..., признанный ребенком-инвалидом, нуждается по жизненным показаниям в препарате «...», Суд считает, что он должен быть обеспечен необходимым ему лекарственным средством за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а именно, Министерством здравоохранения Республики Коми. Иное означало бы нарушение принципа равенства при предоставлении мер социальной поддержки, поскольку в силу пункта 2 статьи 23 Конвенции о правах ребенка неполноценный в физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Таким образом, по результатам рассмотрения судебной практики мы можем сделать следующие выводы:
Инвалиды обеспечиваются льготными лекарствами по двум основаниям:
1) в рамках набора социальных услуг (согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»)
2) согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
· Гражданин, отказавшийся от получения набора социальных услуг в пользу денежных выплат, не теряет право на льготное лекарственное обеспечение
· Льготные категории граждан, о которых говорит Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (в том числе и инвалиды), могут бесплатно или со скидкой получать необходимые им препараты по рецептам врачей и в том случае, если выписанное им лекарство не входит в перечень лекарственных препаратов (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665), которыми льготные категории граждан обеспечиваются в рамках набора социальных услуг.
· Если инвалид приобрел лекарственные средства, иные медицинские препараты, которые ему необходимы, за свой счет, то он может компенсировать свои расходы за счет бюджета субъекта РФ, в котором он проживает, обратившись к министерству (департаменту) здравоохранения соответствующего субъекта РФ.
|
Оставить комментарий (21)
Оставить комментарийВрач жалуется на то, что лекарства для инвалидов приходится выписывать, даже, если их нет на складе, и покупать за свои деньги. Получается, если не выпишешь, то больной обращается в прокуратуру - у врача проблемы, а если выпишешь, то приходится покупать врачу за свою зарплату (не большую!), иначе больной вновь пожалуется на врача, мол, выписал лекарство, которое невозможно получить. Врач находится между двух жерновов.
По вопросу обеспечения лекарствами. Ребенок-инвалид ДЦП, симптоматическая эпилепсия. Получала 13 лет Topamaxi, в данный момент его заменили на Российский Topiramatum. Я один раз заменила лекарство, но это спровоцировало двойной эпилептический приступ. Я понимаю господина Путина, что нужно поддерживать Российских производителей, но почему при этом должен страдать мой ребенок. У меня нет выбора, я вынуждена покупать лекарство за наличные деньги, а их мне не возвращают "вас обязаны обеспечить лекарствами". Замкнутый круг. Детям с эпилепсией нельзя получать санаторно-курортное лечение, хоть таблетками обеспечьте. Шведский Topamaxi стоит 50 капсул 2500,00 рублей, а российский Topiramatum 50 капсул 800,00 рублей. Сэкономили на детях-инвалидах. Министерство здравоохранения предупредило наших врачей, что денег на детей-инвалидов нет и не будет. Молодцы!
Полностью с вами солидарна, ситуация просто один в один. Мамы, женщины, давайте объединяться и дружно к Путину. По другому нас никто и никогда не услышит! Считаю, права наших детей грубо нарушены!
Если я купила льготные лекарства за свой счет, каким образом мне вернут деньги? Заявление на министерство департамента здравоохранения в область писать или в районную поликлинику на имя главного врача или лечащего, как правильно ?
Получаетя замкнутый круг. Департамент здравоохранения области этот вопрос решить не может или не хочет.
Не все больные диабетом могут приобрести лекарства за свой счет. И это длится уже не один год. Может пора положить конец беспределу чиновников здравоохранения.
Прежде всего, укажем основные положения, которые касаются лекарственного обеспечения инвалидов.
Инвалиды обеспечиваются льготными лекарствами по двум основаниям: 1) в рамках набора социальных услуг (согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи») и 2) согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Так, постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (перечни прилагаются).
В Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно входят инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет.
В Перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой входят работающие инвалиды II группы, инвалиды III группы, признанные в установленном порядке безработными.
Гражданин, отказавшийся от получения набора социальных услуг в пользу денежных выплат, не теряет право на льготное лекарственное обеспечение.
Льготные категории граждан, о которых говорит Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (в том числе и инвалиды), могут бесплатно или со скидкой получать необходимые им препараты по рецептам врачей и в том случае, если выписанное им лекарство не входит в перечень лекарственных препаратов (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665), которыми льготные категории граждан обеспечиваются в рамках набора социальных услуг.
Если инвалид приобрел лекарственные средства, иные медицинские препараты, которые ему необходимы, за свой счет, то он может компенсировать свои расходы за счет бюджета субъекта РФ, в котором он проживает, обратившись к министерству (департаменту) здравоохранения соответствующего субъекта РФ.
Таким образом, Вы имеете право на льготное лекарственное обеспечение.
Так, например, Федеральный закон «О государственной социальной помощи» устанавливает (ч. 1 ст. 6.2.), что в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включается, в частности, обеспечение инвалида в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.
Иными словами, закон устанавливает, что обеспечение льготными лекарственными препаратами осуществляется по рецепту врача.
При этом следует учитывать, что порядок выписывания рецептов устанавливается в подзаконных актах. В частности, такой порядок урегулирован в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов регулируют приложение № 12 и № 13 к данному приказу – прилагаются).
Так, согласно п. 3.1. Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов (приложение № 12 к Приказу) лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан, в том числе в рамках оказания государственной социальной помощи, и граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой, [b]назначаются непосредственно лечащим врачом, врачом общей практики (семейным врачом), фельдшером[/b] исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденном в установленном порядке, и территориальными перечнями лекарственных препаратов.
При этом согласно п. 2.1. Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных (приложение № 13 к Приказу) [b]самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи[/b] и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Исходя из приведенных норм, можно сделать вывод, что лекарственное средство в рамках набора социальных услуг (или по иному льготному основанию) Вы можете получить по рецепту, выписанному кардиологом.
Приложение:
1. Инструкция о порядке назначения лекарственных препаратов [url]http://doorinworld.ru/por-naz-lek-prep.doc[/url]
2. Инструкция о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных [url]http://doorinworld.ru/instr-vip-lek-prep.doc[/url]
Указанное Вами письмо не приводится судами в качестве аргумента, т. к. оно не является нормативно-правовым актом, т. е. не содержит норм права, а лишь отражает точку зрения определенного органа власти на какой-либо вопрос. При этом вывод, изложенный в этом письме соответствует приведенным здесь правовым позициям судебных инстанций:
"Из изложенного следует, что при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.
В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890".