Продажа ИП: юридические аспекты и оформление сделки

Продажа ИП: юридические аспекты и оформление сделки

Множество факторов, отличных от причин связанных с низкой прибыльностью бизнеса, может спровоцировать предпринимателя на отказ от осуществления коммерческой деятельности. Если бизнес рентабелен, сопровожден наличием устойчивых коммерческих связей, то не может быть и речи о его ликвидации. В данной ситуации есть реальная возможность продать ИП. Хотя статистика гласит, что не менее активно покупаются и продаются ИП и с низкими показателями рентабельности, все зависит от того в каком свете представить свой бизнес. 

Продажа ИП, как любая крупная сделка купли-продажи, сопряжена с массой юридических тонкостей и оформлением множества сопроводительных документов. Более того, продажа ИП имеет ряд отличительных особенностей, усложняющих текущий процесс.

Алгоритм продажи

Процесс продажи ИП целесообразно начинать с аналитической проработки последующей сделки. Для начала необходимо разграничить понятия «индивидуальный предприниматель» и «бизнес». Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо, осуществляющее коммерческую деятельность на законных основаниях. Соответственно, продажа ИП как такового, не может быть осуществима. В данном случае речь идет о непосредственно самом предпринимательстве, как объекте сделки купли-продажи. Иными словами на продажу будет выставлен именно бизнес. Понятие «бизнес» в свою очередь подразумевает под собой отлаженную схему получения прибыли.

Итак, для продажи бизнеса необходимо следовать нижеизложенным шагам:

1) Разумным началом сделки купли-продажи индивидуального предпринимательства станет оценка его рыночного рейтинга. С привлечением компетентных служб или самостоятельно следует оценить рыночную стоимость бизнеса, рентабельность коммерческой деятельности и уровень конкурентоспособности предпринимательской активности. Не лишним будет проведение аналитического анализа сильных и слабых сторон бизнес единицы.

2) Следующим шагом является представление презентации товара. Следует предоставить подробное, объективное и доступное для потенциального покупателя описание бизнес структуре, выставленной на продажу. Ключевые данные для конструктивной презентации бизнеса будут получены из предыдущего шага осуществления продажи. Клиент должен понимать, что ему предлагают для покупки, только в этом случае можно рассчитывать на успешный исход сделки для сторон.

3) Затем следует уделить внимание рекламе товара. Имеет смысл тщательно продумать и проработать маркетинговую политику в отношении объекта купли-продажи. Сильный ажиотаж вокруг продажи создавать не рекомендуется, однако, узкий круг реально заинтересованных в покупке лиц необходимо привлечь.

4) Завершающим этапом выступает подготовка и проведение сделки купли-продажи. На данном этапе целесообразно привлечь специалиста, способного проконтролировать проведение сделки. Осуществление продажи сопровождается составлением договора купли-продажи. Документ является типовым, оформляется в письменном виде. Нотариальная заверка договора не является обязательной для исполнения, однако документ требует государственной регистрации. Переход имущественного права от предыдущего владельца к покупателю осуществляется в момент подписания акта приемки-передачи имущества.

Следует обратить внимание на наличии имущества в собственности у продавца:

1) Если имущественные объекты, находящиеся в пределах ведения бизнеса, официально не принадлежат предпринимателю, то на каждый объект устанавливается определенная стоимость. То есть, если в собственности продавца нет имущества, то продажа всех коммерческих активов осуществляется обособленно.

2) Противоположная ситуация, подразумевающая владение предпринимателем всем имуществом, привлеченным в бизнес, предполагает проведение разовой сделки. Иными словами, если право бизнесмена на имущество юридически подтверждено и все имущество находится в собственности продавца, то его продажу можно осуществить комплексно, одной сделкой.

Важно понимать, что конечная стоимость продажи бизнес объекта варьируется и зависит в большей мере от маркетингового таланта продавца. Грамотно спланированные ходы по привлечению клиентов, выгодная презентация бизнеса провоцирует рост спроса на бизнес, то есть цена у такого объекта может гораздо выше его реальной рыночной стоимости. Но все должно быть в пределах разумного: необоснованно завышенная или напротив заниженная цена в пределах сделки купли-продажи именно ИП может насторожить покупателей.
Материал подготовлен и размещён редакцией DoorinWorld.ru

Оставить комментарий (0)

Оставить комментарий

Вам может быть интересно