Нужна консультация? Спросите юриста. Это бесплатно!

  8(499)938-40-58 - Москва и область

  8(812)425-14-99 - Санкт-Петербург и область

Возмещение вреда, причиненного органами власти

Возмещение вреда, причиненного органами власти

Органы государственной власти по своим функциональным обязанностям, призваны помогать гражданам, реализовывать и защищать свои законные права. В реальной жизни нередки ситуации противоположного свойства. Граждане вынуждены защищаться от неправомерных действий государственных органов.

Законодательными нормами и актами устанавливаются защитные механизмы от произвола чиновничьего аппарата. Гражданам даётся возможность привлечения к материальной и административной ответственности конкретных людей на государственных постах за допущенные нарушения и произвол.

Подать на обжалование для возмещения вреда можно документально доказанные факты в виде:

- постановления, решения, распоряжения;

- нарушение сроков исполнения;

- нарушение порядка действий;

- бездействие (действие) со стороны чиновника.

Граждане для защиты своих прав имеют право обратиться (подать заявление) в вышестоящую инстанцию, суды и прокуратуру. Окончательное решение вопроса о возмещении вреда находятся в компетенции судебной власти. Суд примет исковое заявление от гражданина при условии наличия таких факторов:

- документальное подтверждение противоправного действия должностного лица;

- доказательство причинно-следственной связи между действиями чиновника и противоправным деянием.

Существуют определённые нюансы, заключающиеся в различии между принятыми решениями органами власти различных уровней и личным бездействием (действием) конкретного должностного лица. Обжалование неправомерных действий органов власти (организация, управление, различные фонды и т. п.) подпадает в разряд публично-правовых дел, и сроки их оспаривания ограничиваются тремя месяцами. Иски в отношении действий (бездействий) конкретных должностных лиц могут подаваться на общих основаниях в течение трёх лет. В своём заявлении гражданин имеет право обжаловать незаконные решения властей так и действия конкретной личности одновременно.

Государственные и местные органы управления не имеют чётких критериев определения факта нарушения, и доказывать ущемление своих прав гражданами в этих случаях не совсем просто.

Для правоохранительных и судебных органов законом устанавливается ответственность перед гражданами за причинённый вред в таких случаях:

- гражданин осуждён незаконно;

- открытие уголовного дела;

- взятие под стражу;

- административный арест за правонарушение по отношению к физическим лицам, а для юридических лиц - приостановление деятельности;

- взятие подписки о невыезде.

В случаях доказанности фактов причинённого вреда эти государственные органы обязаны в полном объёме возместить его в независимости от степени виновности.

Средства на возмещение вреда выделяются из бюджетов по соответствующей принадлежности от федерального до местного уровня. В свою очередь местные власти или государственные органы выплатившие вред потерпевшему гражданину вправе применить возмещение ущерба к конкретному виновному должностному лицу в порядке регрессного иска. Таким образом, гражданин защищён законом и получит гарантированное возмещение вреда в не зависимости от финансовых трудностей виновника.

Перед гражданином встаёт вопрос об определении ответчика в деле о возмещении вреда. В большинстве случаев к суду привлекается министерство финансов, хотя есть и исключения. Иски могут выставляться конкретным распорядителям средств бюджета на различных уровнях.

В силу определённых обстоятельств (правовая неграмотность гражданина и т. д.) в качестве ответчика указывается РФ, министерство или другой субъект. В этом случае суд самостоятельно определяет ответчика и принимает исковое заявление от гражданина в производство.

Гражданин и органы государственной власти изначально поставлены в неравные условия. Органы власти наделены полномочиями правового характера, опираются в своей деятельности на существующее законодательство. Поэтому для гражданина, усомнившегося в законности действий властей по отношению к его правам, очень важным являются документальные доказательства в суде своей правоты.

В этом случае потребуется определённая правовая подготовка гражданина, умение мыслить логически, аргументированно излагать свои доводы в доступной форме. На помощь гражданину всегда готовы прийти специалисты нашей юридической компании. Знание правой базы, нормативных документов, соблюдение всех формальностей поможет юристам квалифицированно защитить гражданина.

5  (Всего проголосвавших: 1)

Оставить комментарий (2)

Оставить комментарий
Аноним
Из СМИ слышал о том, что произошли изменения в законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, касающиеся запрета на распространение "фейковых" новостей. В чем они заключается?
Евгений Хухарев
Поправками, внесенными 18 марта 2019 года в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусматривается, что за распространение «фейковых новостей» сайты будут блокироваться.
Установлено, что ограничению подлежит распространение недостоверной общественно значимой информации, которая «подается» под видом достоверных сообщений, то есть фактов и создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности, угрожает созданием помех в работе или прекращением работы объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.
Устанавливается специальная процедура блокировки в случае обнаружения недостоверной информации на ресурсе, являющимся сетевым изданием. За распространение подобных «новостей» установлена административная ответственность, ее вид и размер будут зависеть от тяжести наступивших последствий.
Так, в случае если распространение фейковых новостей создало угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех в работе или прекращения работы объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, размер штрафа составит: для граждан - от 30 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; для должностных лиц - от 60 тыс. до 200 тыс. рублей; для юридических лиц - от 200 тыс. до 500 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Аналогичное деяние, повлекшее создание помех в работе объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, будет наказываться штрафом: для граждан - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой, для должностных лиц - от 300 тыс. до 600 тыс. рублей, для юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.