Замена гостиницы: стоит ли путешественнику соглашаться с туроператором
Ошибка или злоупотребление?
Специалисты отмечают, что отсутствие номеров в отеле далеко не всегда является случайным. Нередко туроператоры используют прием для снижения себестоимости услуги. Так, например, людей регулярно заселяют в непопулярные гостиницы. Их сервис обходятся компаниям дешевле. Стоимость же туров остается неизменной.Проверить добросовестность партнера можно. Для этого достаточно попытаться забронировать номер в желаемом отеле через сторонний ресурс. Наличие свободных комнат – признак нарушения. Отказ от замены в таком случае будет законным. Клиент вправе самостоятельно оплатить номер, а затем потребовать возмещения издержек.
Ярким примером стало дело жителя Новосибирска. Гражданин прибыл в Китай, но заселиться в выбранный отель сразу не смог. Представители обслуживающей компании заявили об отсутствии свободных мест. Мужчина проверил достоверность сведений через интернет-портал бронирования. Номер удалось заказать, но оплачивать его пришлось из личных сбережений.
Суд первой инстанции во взыскании компенсации отказал. Служители Фемиды ссылались на равноценность замены. Ответчик предложил клиенту проживание в гостинице той же категории и звездности. Право на это было закреплено в договоре пунктом об исключительных обстоятельствах. Апелляция выводы коллег опровергла. В пользу недовольного туриста взыскали возмещение расходов, компенсацию морального вреда и штраф. В соглашении было указано точное место проживания, а потому менять его без согласования с путешественником оператор права не имел (определение Новосибирского областного суда № 33-10919/2017).
Апелляционная коллегия признала неверным и распределение бремени доказывания. Первая инстанция незаконно возложила на истца обязанность подтверждения факта неравной замены. Свидетельства этого должен был предъявить туроператор. Так, ответчику надлежало представить документы об одинаковой удаленности гостиниц от пляжа, перечне оказываемых услуг и их качестве. Ключевым моментом следовало сделать доказательства невозможности размещения в исходном отеле. Компания ничего из вышеперечисленного не сделала, ограничившись голословными заявлениями.
Комментарии экспертов-практиков
Специалисты считают обе позиции убедительными. Первая инстанция поставила во главу угла свободу договора. В соглашении действительно имелся пункт о замене отеля в исключительных случаях. Апелляция же настаивала на приоритетной защите интересов потребителя. Клиента признали слабой стороной в отношениях.Анализируя материалы спора, юристы пришли к выводу о недостаточном исследовании обстоятельств. Ни одна из инстанций не стала устанавливать момент оповещения путешественника о замене гостиницы. Служители Фемиды отказались от проверки достоверности заявлений об отсутствии номеров в отеле.
Поскольку однозначного подхода не выработано, гражданам в подобных ситуациях рекомендуют действовать осторожно. Специалисты советуют придерживаться особого алгоритма:
- Мирное урегулирование. С компанией стоит попытаться договориться на месте. В разговоре с представителем туроператора можно намекнуть на судебное разбирательство. Если речь идет о злоупотреблении, спор решится в пользу клиента.
- Поиск альтернативы. Отказываться от предложения следует лишь при возможности оперативного заселения в номер другого отеля. Напомним, что отыскать место размещения в разгар сезона проблематично.
- Равноценность замены. Если турист решил оплатить номер в гостинице самостоятельно, необходимо выбрать вариант того же уровня. В противном случае добиться возмещения расходов будет сложно.
Юристы напоминают о целесообразности сбора доказательств недобросовестности туроператора уже в период отдыха. В качестве подтверждения злоупотреблений выступят распечатки о свободных номерах в спорном отеле, квитанции альтернативного места размещения, фотографии номеров.
Материал подготовлен и размещён редакцией DoorinWorld.ru
Вам может быть интересно
Вам может быть интересно
Оставить комментарий (0)
Оставить комментарий