Детский аутизм

Детский аутизм


Частота такого диагноза как аутизм отличается в разных странах, но в среднем специалисты говорят о том, что аутичные черты можно встретить у одного ребёнка из сотни или из тысячи. Стоит отметить, что понятие «аутизм» в последние годы расширено до «расстройства аутичного спектра», а сюда входят хоть и незначительные, но специфические проявления нарушения развития. Например, это синдромы Аспергера, Ретта.

Тест для определения аутизма

Врачи добавляют, что первые симптомы рассматриваемого расстройства возможны уже в два-три года. А груднички не оживляются при появлении родителей, не контактируют с ними взглядами, не улыбаются, плюс, может иметь место высокая или низкая чувствительность к раздражителям в виде света, звуков и тд. Но у совсем крох заподозрить недуг получится только при явной симптоматике. Что касается детей двух-трёх лет, общие признаки к тому времени успевают нарасти и проявить себя. Особенно это становится заметно при посещении детского сада, общения с другими малышами. Плюс, в этот же период при аутизме, как правило, отсутствуют или неявны навыки, которые уже должны были бы развиться.

Важно понимать, что при раннем обнаружении недуг можно скорректировать и адаптировать детей гораздо проще. Это даёт возможность к среднему возрасту будущего взрослого наработать нужные умения и тд. Именно поэтому родители по достижению их ребёнком 1-1,5 лет должны провести самостоятельную диагностику, чтобы выявить основные отклонения, вероятные при аутизме.
  
Стоит обратить внимание на то:

- любит ли кроха бывать на руках, сидеть на коленях у взрослого, то есть ищет ли тактильного взаимодействия, будь-то время перед сном или при плаче и тд;
- интересуется ли он другими детьми;
- увлекается ли предметно-ролевыми играми, например, кормит ли кукол, укладывает игрушки спать, играет в солдатики и прочее;
- есть ли контакт глазами или использует ли ребёнок указательный жест;
- идёт ли речь о поиске взглядом родителей, кошек, игрушек и тп.;
- нравится ли малышу играть с родителями и другими взрослыми?

Из теста-опросника видно, что многие вопросы имеют отношение к взаимодействию с миром и людьми. Если при полуторагодовалом возрасте ребёнка на многие из пунктов родитель готов ответить отрицательно, не помешает обратиться к специалисту. Вероятно, он подтвердит, что имеет дело с расстройством аутического спектра. И здесь могут быть не только нежелание контактировать с миром, так как похожие на описанные в вопросах проявления нередко проявляются при детской шизофрении, нарушении слуха, гиперактивности, синдроме дефицита внимания и тд.

Возраст и признаки аутизма

Продолжая тему возраста, нужно добавить, что ранний аутизм диагностируют до двух лет. В 2-11 лет отмечают расстройства аутичного спектра (РАС), но также и в 11-18 лет. В каждом возрастном периоде признаки рассматриваемой болезни могут отличаться, так как происходят процессы развития и роста ребёнка. Например, до двух лет и примерно от 3-х месяцев должны насторожить такие признаки как:

- малыш не привязан к маме, папе или другим взрослым, замещающим их, а также не оживляется при их появлении (то есть не улыбается, не начинает двигать ручками, ножками, издавать звуки и тд);
- контакт глаз случается редко или вовсе отсутствует;
- ребёнок не хочет быть на коленях у взрослого, не протягивает ручки, чтобы его взяли, может даже сопротивляться грудному вскармливанию;
- малышу не интересны совместные игры с кем бы то ни было, часто при попытке сделать что-то вместе со стороны ребёнка имеют место протест, отторжение или агрессия, ему комфортнее играть в одиночестве;
- есть проявления повышенной чувствительности к звуку, свету и прочим раздражителям в виде истерик, испуга, криков, либо, наоборот, повторения каких-то действий (качания на качелях, ношения только одной футболки и тд);
- кроме отсутствия гуления может не быть слоговой речи, фразовой и экспрессивной, при этом нередко примерно до полутора лет развитие в речевом плане нормальное, а затем наступает регрессия, вплоть до неосмысленного повторения любых услышанных фраз;
- аппетит ребёнка низкий, избирательный, а сон – плохой;
- реакция на речь, просьбу, имя может отсутствовать;
- сюжетно-ролевая игра не развита, как правило, деятельность манипулятивна, ребёнок выстраивает предметы по характеристикам, а также выражено привязан к порядку, режиму и тд.

В 2-11 лет аутизм с нарушениями аутичного спектра могут выражаться в виде:

- явных речевых сбоев или своеобразного развития, например, не используется и не понимается местоимение «Я», фразы часто длинные, «взрослые», повторяемые на память отрывки тоже отличаются объёмностью независимо от контекста, инициация диалога отсутствует и тд);
- опасность воспринимается с искажениями, то есть нет страха перед высотой, животными и пр, при том что агрессию и боязнь пробуждают чайник, расчёски или другие обыденные предметы;
- ребёнок часто осуществляет какой-то ритуал или ведёт себя стереотипно, скажем, кружится, раскачивается, жестикулирует;
- смех, истерика, агрессия, страх проявляются приступами без явных причин;
- у большинства имеет место неравномерное когнитивное расстройство, например, на фоне неспособности к письму, чтению ребёнок к деталям, цифрам и пр.

В подростковый период симптоматика становится более явной, усугубляется за счёт гормональных изменений и отсутствия коммуникации, социального взаимодействия. При этом важно понять, что если диагноз, поставленный психиатром, это РАС, то здесь обнаружится несоответствие проявлений в сравнении с историями, рассказанными в фильмах, книгах и тд. То есть у ребёнка с РАС может не быть проблем в плане общения, контакта с незнакомцами, но вместо этого проявится невосприимчивость к агрессии, эмоциям или другие особенности.

Причины появления аутизма

Что касается вопроса «почему развивается аутизм», здесь не обходится без мифов и предрассудков, которые в обиходе до сих пор, несмотря на научное опровержение. Например, в 70-х годах прошлого популярностью пользовалась теория, что это «холодные и бездушные матери» провоцируют у своих детей аутизм. Действительно, взрослые, воспитывающие ребёнка с рассматриваемым расстройством стараются прикасаться к нему как можно реже и выстраивать общение по схеме логичности и чёткости без эмоционального насыщений, но это диктуется вовсе не безразличием. Из вышеописанного ясно, что такой стиль взаимодействия диктуется нездоровым ребёнком, не любящим контакты, прикосновения, не улавливающим подтекст, юмор и тд.

Есть и второй миф, касающийся вакцинирования. Некоторые считают, что аутизм – результат вакцины от краснухи. На самом деле доказано отсутствие связи между первым и вторым, а сам «первооткрыватель» данной корреляции признался, что результаты были сфабрикованы. И хотя причины развития недуга таки не обнаружены, специалисты сходятся в том, что есть некоторые предрасполагающие факторы. В их числе:

- ДЦП;
- присутствие родственников с РАС и аутизмом;
- рождение в многодетной семье седьмым, восьмым (или более) ребёнком;
- поздний возраст на момент зачатия (особенно велика роль мужчины);
- нездоровье беременной (например, у неё избыточный вес, краснуха и тд);
- синдром дефицита внимания, нарушения слуха, речи или хромосомные нарушения (синдром Ретта), когда РАС сопутствует первой болезни.

Диагностика аутизма

Врачи не могут сразу понять, что имеют дело с аутизмом, так как симптоматика может быть и при нормальном формировании ребёнка, просто причины другие. Из-за этого диагноз часто ставят поздно. Плюс, диагностика затруднительна ещё и потому, что проявления недуга разнообразны и могут давать о себе знать только двумя-тремя симптомами.

Но главный признак – нарушенное восприятие личности. Ребёнок не хочет контактировать, всего боится, производит монотонные, повторяющиеся действия. Может показаться, что он не восприимчив к боли. Отмечается медленное развитие речи, проблемы в этой сфере. При обнаружении аутичных признаков важно обратиться к детскому психиатру.

Лечение аутизма и РАС

Излечить аутизм медикаментами врачи пока не могут. Некоторым детям на пользу идут БАДы, очистка, диета, методы хелирования, но они неприменимы абсолютно для всех и не всегда дают эффект. В качестве терапии рекомендация одна – ранняя коррекция выявленных нарушений следующими способами:

- проведение развивающих речевые навыки занятий с логопедом-дефектологом;
- применение ABA-терапии, методики ТЕАССН и методов прикладного поведенческого анализа;
- осуществление совместной деятельности «на полу», в одном пространстве;
- с выраженными проблемами речи и коммуникации помогут справиться карточки с картинками, комиксы, письменная речь и тд;
- при приступах агрессии, возбудимости или в иных ситуациях могут применяться медикаменты (это индивидуально).

Синдром детского аутизма - резюме

Как отмечалось выше, аутизм – болезнь, природа которой достоверно не известна и, скорее всего, кроется в нарушении функционирования мозга. В последнее время аутизму стали уделять большое внимание, тогда как ранее симптомы этого заболевания ошибочно считали проявлениями умственной отсталости. Существует несколько определений этой болезни, но большинство специалистов считают аутизм комплексным расстройством развития ребёнка (прежде всего, психического) и проявляется в нарушении контактов с людьми, бедностью эмоций, перверсией интересов. Болезнь проявляется в раннем возрасте, обычно до 5 лет.

Дети-аутисты легко выделяются среди сверстников нестандартностью поведения , отстраненностью, равнодушием к играм и забавам. Такие дети болезненно консервативны, любое изменение обстановки или появление рядом нового человека приводят к тяжёлому стрессу. Ярко выражена апатия малыша, он не обращает внимания на ласку, часто вовсе не требует к себе заботы. Одним из главных проявлений аутизма является неразговорчивость (очень часто – полное молчание) ребёнка. Разумеется, подобное состояние малыша не может не настораживать родителей, первая мысль которых «мой ребенок ненормальный!» Да, действительно, аутисты развиваются иначе, нежели остальные дети.

В частности, у больных отсутствует «скачок» в развитии, наблюдаемый обычно в трёхлетнем возрасте, когда здоровый ребёнок начинает самоидентифицировать себя. У него появляется осознание своего «Я», происходит активное изучение собственного тела, отождествление себя по гендерному признаку (я мальчик, я девочка). Однако аутисты тоже проходят подобные этапы развития, только происходит это позже. В отличие от умственно отсталых детей, аутисты обучаемы, но для качественного обучения им необходимо создавать особые условия. Зачастую обучение проводится не в группе, а строго индивидуально. При этом дети, больные аутизмом, могут проявлять сверхспособности в каких-то отдельных отраслях знания, например, в математике.

Многие из них, обладая гораздо более высоким, по сравнению с обычными детьми, уровнем интеллекта, успешно производят в уме сложнейшие вычисления, рисуют неординарные картины и даже сочиняют музыку. Но, надо сказать, что одаренность аутистов в конкретной сфере сочетается с очень низким уровнем обучаемости вообще. Такие дети с легкостью побеждают в математических олимпиадах, но не могут написать без ошибок и пары простейших предложений. «Маленькие гении» сталкиваются с огромными сложностями во взрослой жизни, ведь из-за особенностей своего поведения им очень тяжело приобрести друзей, тем более, завести семью.

Лечение детского аутизма осуществляется благодаря комплексным психологическим методикам, основная цель которых – максимально социализировать ребёнка, вовлечь его в группу. Также особое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков, ребёнок приучается к общению со взрослыми и сверстниками благодаря языку жестов. Широко распространена холдинг–терапия. Этот метод лечения направлен на воссоздание контакта малыша- аутиста с матерью и заключается в «forceal holding» - так называемых насильственных объятиях, когда мама крепко прижимает ребёнка к себе, произносит ласковые слова, пытаясь при этом поддерживать зрительный контакт с малышом.

Большинство психотерапевтов считают, что именно общение – залог изменения ситуации к лучшему. Необходимо как можно чаще общаться с ребёнком, пытаясь со временем превратить монолог в диалог. Именно активное взаимодействие может принести гораздо более положительный эффект, чем медикаментозное лечение.

Видео. Доктор Комаровский о проблеме аутизма

Материал подготовил:
5  (Всего проголосвавших: 10)
ВАМ МОЖЕТЬ БЫТЬ ПОЛЕЗНО

Оставить комментарий (7)

Оставить комментарий
Елена

Сестра инвалид с детства, атипичный аутизм, после освидетельствования в 18 лет присвоили 2 группу пожизненную, то есть опекунство ей не положено, но в действительности она не приспособлена к самостоятельной жизни, сильные психические расстройства. Когда приехали на комиссию при первом ее крике на всю больницу попросили отца с девочкой удалиться, а мать пригласили на прием. По словам матери сделали вывод и присвоили такую группу, этого же не должно быть, куда обратиться для переосвидетельствования? Как все исправить?

Аноним

У меня ребенок (скоро 8 лет) так и живет с диагнозом умственно отсталый . Про аутизм узнала и прочитала только тогда, когда в поликлинике подошла женщина и не спросила нет ли у него аутизма, так у её сына есть и мой копия его по поведению? Я сказала нет, не ставят нам его. Потом почитала про него, ну точно аутизм! До тех пор пока нашим детям ставят клеймо у/о, наши дети обречены стать инвалидами.

Ольга1981
Моему сыну уже 10 лет. Диагноз органический аутизм поставили в 2008 году, сразу на первой консультации в НИИ им. Бехтерева в С-Пб. До этого 3 года метаний по разным клиникам и диагностическим центрам. Окончили второй класс по программе 8 вида, начальную школу сможем пройти в общеобразовательной, а затем нам светит только учебн. учреждение для умственно отсталых детей, т.к. в Оренбургской области "аутизма нет". Этот диагноз предполагает набор огромных трудностей в плане образования и социализации ребенка, нужно быть готовым к всеобщему непониманию ваших сложностей. Инвалидность оформлять обязательно, по возможности на менять диагноз. Тем более в нашей стране диагноз аутизм ставят детям только до 18 лет, дальше меняют на различные формы слабоумия. Парадокс!!!
Olga-72
Татьяна, это крайне изученная область. Заболевание едва-едва стали отделять от умственной отсталости и шизофрении.
Единого признака нет, есть комплексы признаков (каждый в отдельности может быть даже у "здорового" человека.

Кроме того, есть разные степени тяжести.

Если вам эта тема важна - посмотрите инфу в инете. Даже Википедия пойдет для начала ))
Olga-72
Моей дочери поставили диагноз аутизма к 7 годам. Да, мы видели отклонения, много обследовали девочку: органический поражений мозга нет, ЗПРР, из сада общего пришлост забрать - неконтактный ребенок в стандартной группе.

Общается с огромным удовольствием, играет, обучается (в спец. садике, в который мы с ТРУДОМ попали). Сейчас ищем школу для деток с таким диагнозом, у кого нет УО - не легко. В Москве есть, в области (а мы в области_ - ни одной, как нам сказали на комиссии

Инвалидности нам пока не предлагали.

Вот такой он - аутизм.
Венера
А если ребенок глухой? Как понять?
Евгений
Посмотрите эту статью, надеюсь найдёте что-то для себя полезное http://doorinworld.ru/publikaczii/569-detskij-autizm-simptomy-i-lechenie